1.jpgАнтонио Страдивари прожил долгую жизнь. Точная дата его рождения неизвестна, обычно указывается — около 1644 года.
Родился Антонио в семье обедневшего аристократа Александра Страдивари, жившего со своей супругой Анной Морони в маленьком городке недалеко от Кремоны. В первой половине сороковых годов семнадцатого столетия в Европе свирепствовала чума, и родители будущего мастера уехали в родовое селение Александра, чтобы уберечься от болезни.

Неизвестно, кто посоветовал 18-летнему юноше пойти в Кремону к самому Николо Амати. Или это был зов сердца? Амати очень быстро понял, что Антонио — не просто ученик, а гениальный ученик. Шаг за шагом молодой человек постигал тайны мастерства: филигранную обработку дерева, работу с клеем и лаком и все другие тонкости этого непростого дела.
Клеймо «1666, Кремона» на одной из скрипок говорит о том, что в это время А. Страдивари уже работал в городе, где он прожил до самой смерти. Это же клеймо свидетельствует о том, что учился будущий мастер у Николо Амати. Сегодня хорошо известно личное клеймо Страдивари — двойной круг с инициалами А.S. и мальтийским крестом в нем.
2.jpgПостепенно Антонио освобождался от влияния учителя, он стремился создавать скрипки нового типа с необыкновенно богатым тембром и мощным звуком. Был ли секрет у мастера? Безусловно, ему были известны все тонкости техники резьбы по дереву, он точно определял количество лака, которое способна впитать в себя древесина, как нужно установить пружину для правильного натяжения струны.
А главное, он тонко чувствовал дерево, из множества заготовок выбирая ту, которая, став скрипкой, была способна петь чарующим голосом. Этому научить нельзя. Вот почему никому в мире не удалось превзойти мастера.
Вся жизнь Страдивари была посвящена совершенствованию его искусства. Около 1100 инструментов, изготовленных им, покрыли имя мастера неувядающей славой. Сейчас известно около 600 творений его рук, среди которых прославленные скрипки «Беттс», «Виотти», «Алард» и «Мессия», изготовленные в 1704–1716 гг.
3.jpgМногие годы ученые пытались проникнуть в секреты великих итальянцев Страдивари и Гварнери, выяснить, почему их инструменты обладают таким неповторимо чистым звуком. И вот, спустя 300 лет, сделан еще шаг на пути к этому. В журнале Nature профессор Джозеф Нагивари из Техасского университета опубликовал данные своего исследования. Он рассказал о том, что знаменитые мастера XVIII века специальным образом обрабатывали древесину, отсюда необыкновенная теплота и сила звука изготовленных ими инструментов.
Используя методы ядерного магнитного резонанса и инфракрасной спектроскопии, Нагивари исследовал образцы дерева, взятые с внутренней поверхности пяти инструментов. Анализ лакового покрытия на уровне одного нанометра показал, что оно содержит структуры, представляющие собой нанокомпозиты — продукты нового поколения.
Нагивари изготовил скрипку по полученным данным. 600 слушателей, в том числе 160 музыкантов, сравнивали звучание нового инструмента и скрипки Леонардо да Винчи, сделанной Страдивари. Они дали скрипке Нагивари более высокую оценку, чем творению рук великого Антонио.
Но далеко не все хотят верить, что секрет неповторимого звучания инструментов великого мастера — всего лишь вопрос химии.

Автор: daria_udina (Daria Udina)